Пражане называют ее Старомак, но площадь не обижается. Она знает, что красивее ее в Праге нет и не будет никогда. Есть множество других площадей, к примеру, Вацлавская, Карлова, Тылова… Но такой сказочности и волшебства не излучает ни одна из них. Да и исторической ценности тоже Возрастом она будет постарше всех остальных – в XIII веке вокруг нее уже теснилось 300-400 домов и 15 костелов. Площадь тогда называлась просто Велка (Большая), а место, где она находилась, еще не было Прагой. Это имя принадлежало могучему граду, возвышавшемуся на левом берегу реки. И как раз в этих местах от града через Влтаву шел брод и путь к другому граду Храстену, позднее названному Вышеградом. Долго площадь была только рынком и местом забав и отдыха на длинном пути к Пражскому Граду. Купцы со всего света раскладывали здесь свой товар. Наверняка по впечатлением Староместского рынка арабско-еврейский купец Ибрагим ибн Якуб писал в своих записках -Город Фрага (именно так и писал) построен из камня и известняка и это самый богатый здесь торговый город-. Постепенно рынок обрастал вокруг домами, сначала романскими и готическими, а потом ренессансными и барочными, в зависимости от того, какое было -тысячелетие на дворе-. Если дома приподнять, то можно увидеть хорошо сохранившиеся средневековые подвалы. Но лучше не напрягаться, а спуститься туда и выпить по кружке пива – ведь подземные рестораны здесь почти в каждом доме. Самое интересное и таинственное подземелье лежит под башней Староместской ратуши. Действительно, трудно было найти лучшее помещение для выставки -Прага Мистика-, которая здесь сейчас проходит. Что бы ни происходило в государстве, площадь всегда была в центре событий. Не один раз тут проливалась человеческая кровь и падали людские головы. В 1422 году здесь казнили гуситского проповедника Яна Желивского (помните станцию метро, так это он). В 1437 та же судьба постигла последнего гуситского гейтмана Яна Рохача и 60 его верных бойцов. Два столетия спустя 27 представителей чешских сословий после поражения на Белой горе приняли смерть по приказу Фердинанда Габсбургского. Были среди них и что называется -цвет нации- – композитор Криштоф Гарант, аристократы Яхим Ондрей Шлика и Дивиш Чернин, знаменитый врач и университетский ректор Ян Есениус, который впервые произвел вскрытие трупа. А вот и события совсем недавного прошлого. Во время майского восстания 1945 года в здание Староместской ратуши попала бомба и оно сгорело дотла. Разговоры о ее восстановлении не утихают и сегодня и кто знает…, а пока на этом месте появился скверик и, присев, можно полюбоваться домами, костелами и дворцами. Самым могучим сооружением будет, пожалуй, собор святого Микулаша – творение гениального архитектора эпохи барокко Килиана Игнаца Динценгофера. Первое упоминание о нем относится еще к 1296 году. Сначала костел был готическим, потом, в XVII веке, ренессансным. И только в XVIII веке после свирепого пожара его снесли и построили в облике сегодняшним. Его интерьер украшает огромная люстра, подаренная российским императором Николаем II. В прошлом веке костел был сдан внаем русской православной церкви и сейчас на рождество и пасху его торжественно обходит православный крестный ход. Прямо перед нами видим здание самой утонченной изысканности, на которую только было способно искусство позднего барокка и роккоко. Это дворец Голц-Кинских, построенный по проекту известного нам К.-И.Динценгофера итальянским архитектором Ансельмо Лураго. Дворец мог бы рассказать многое об интересных людях в своей судьбе. По приглашению графа Кинского здесь играл Бетховен. Учился в немецкой гимназии Франц Кафка, а его отец Генрих имел внизу мануфактурный магазин. В феврале 1948 года с балкона дворца выступал коммунистический президент Клемент Готвальд, а в 1990 с него обращался уже к другим массам Вацлав Гавел. Между нами и дворцом стоит памятник, который, кажется, стоял тут вечно со времен средневековья. Но это не так. Великий реформатор Ян Гус, сожженный на костре в 1415-м, ждал этого памятника пять столетий. Это и понятно, он не принадлежал к фигурам, особенно почитаемым габсбургскими правителями. Только в 1915 году памятник Ладислава Шалоуна в стиле модерн был представлен публике и, несмотря на самые разноречивые мнения о себе, более чем органично вписался в исторический колорит Старомака. После роскошного экспрессивного барокко стрелообразные башни огромного храма, вырастающие чуть позади Кинского дворца, действуют возвышенно и умиротворенно. Это готика – храм Девы Марии перед Тыном. Его история, длинная и интересная, вкратце выглядит так. В веке, примерно, ХI-м стояла на этом месте часовня при госпитале для иностранных купцов. Двор был огорожен тыном (совсем русское слово) и купцы, и их товар, чувствовали себя здесь в безопасности. Из этой часовни и вырос городской костел. С его башни 3 декабря 1310 года священник Беренгар бил в колокол, созывая население помочь новому королю Яну Люксембургскому в битве за Прагу с Генрихом Каринтийским. Конечно, с годами костел становился мал для разрастающейся площади и было решено его перестроить. В 1365 дело вроде бы сдвинулось, но начались гуситские волнения, какое уж тут строительство. Храм стал главным гуситским храмом и украшал его позолоченный кубок или чаша, символ гуситов. Наконец, в 1437 привезли на стройку бревна для кровли, а тут король Зикмунд приказывает казнить гуситского воеводу Яна Рохача. Из тех бревен и соорудили виселицу, да еще трехэтажную, чтобы хватило места и остальным его сотоварищам. Так храм и не достроили, а в 1457 году задумал жениться молодой чешский король Ладислав Погробек и бревна эти пошли на мостки для танцев и рыцарских турниров по случаю свадебных торжеств. Но в их прочности убедиться не пришлось – жених умирает перед самой свадьбой от лейкемии. Лишь в 1458 году храм был, наконец, достроен. После поражения гуситского движения он перешел к иезуитам. Они выбросили золотой кубок и статую гуситского короля Йиржи из Подебрад, а на их место поставили мраморную Богородицу с нимбом из этого золота. Если бы не реконструкция, по причине которой храм сейчас закрыт, мы зашли бы внутрь и увидели надгробие славного датского астронома Тихо де Браге. Он жил и работал в Праге при дворе короля Рудольфа II, мецената и поклонника наук и хиромантии. А если бы мы пришли на три-четыре столетия раньше, то услышали бы и Христофора Велибальда Глюка, играющего здесь на органе. Перед Тынским храмом стоят готические дома, которым также есть что вспомнить в своей истории. Один из них – -У Каменного звону- – относится к самым ценным городским средневековым зданиям. Звон, или по-русски колокол, встроен в угол стены, как домовой знак. В старинных легендах говорится, что в первоначальном строении на этом месте жила святая Людмила, бабушка святого Вацлава и что она с внуком ходила тайным коридором в подземную часовню под храмом, где для них священник служил тайную богослужбу. Время показало, что такая предосторожность не была лишней: оба по очереди были убиты своими же родственниками. Затем позднее, в 1333 в доме останавливался Карл IV, пришедший в Прагу и увидевший почти разоренный и разрушенный Пражский Град. Сейчас в доме -У Каменного звону- находится картинная галерея. Прямо перед фасадом храма стоят два дома. Один из них, слева, в XVI веке перестроили в стиле венецианского ренессанса. Здесь была так называемая Тынская школа, где учил выдающийся пражский каменотес и строитель Матиаш Рейсек. А рядом – позднеготический дом -У Билего еднорожца-, тоже знаменитый. Здесь родилась Жозефина Душкова, чешская певица, которая со своим мужем дала приют и вдохновенье Моцарту в принадлежащим им имении Бертрамка. Дома по правой стороне – от Железной до Мелантриховой – имеют каждый свое название, как и было принято в средневековом городе: Сикстув дом, Шторхов, -У Каменного беранка-, -У Златего коника-, -У билего андела-. Или менее романтичное – -У вола-. (Если вспомнить, что вол в чешском языке ругательство типа -дурак-, то завидовать владельцам этой недвижимости нет оснований). Внимание обычно привлекает своей росписью на фасаде Шторхув дом. Святой Вацлав на белом коне как бы въезжает на площадь, выполняя свое послание хранителя чешского народа. Роспись выполнена по экскизам художника Миколаша Алеша. Огромная толпа туристов с запрокинутыми вверх головами преграждает нам путь. Через минуту начнут бить старинные куранты, пожалуй, самая популярная пражская достопримечательность. Башня сохранилась до наших дней с 1410 года, а сама ратуша была построена еще раньше – в 1338 году с разрешения короля Яна Люксембургского, отца Карла IV. Но вот уже слышен вздох толпы. Часы приходят в движение: распахиваются два окошка и двенадцать апостолов, мельком взглянув на площадь, исчезают, чтобы через час появиться вновь. Особенно активен скелет – он звонит в колокольчик, напоминая нам о недолговечности бытия. Но радостный крик петуха сообщает, что жизнь продолжается и створки окон закрываются. Мы прожили еще один час нам отпущенной жизни. Если бы у нас было время, мы вошли бы через богато орнаментированный портал внутрь ратуши. Своды вестибюля украшают исторические картины Миколаша Алеша. Собравшись с силами, можно подняться на верхнюю галерею башни. Отсюда видны узкие, извилистые улочки Старого города. Отсюда видна и вся Староместская площадь.
Источник: http://turne.com.ua |